между администрацией Владимирской области, Советом Владимирского областного объединения организаций профсоюзов, Президиумом регионального объединения работодателей «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области», по регулированию социально-трудовых отношений на 2018 – 2020 годы

 

Мы, нижеподписавшиеся полномочные представители администрации Владимирской области (далее – Администрация), регионального союза «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов» (далее – Профсоюзы), регионального объединения работодателей «Ассоциации работодателей и товаропроизводителей Владимирской области» (далее – Работодатели), именуемые в дальнейшем Стороны, на основании Трудового кодекса Российской Федерации, в целях создания необходимых условий дальнейшего экономического развития Владимирской области на основе принципов социального партнерства заключили настоящее региональное трехстороннее соглашение (далее – Соглашение) на 2018 – 2020 годы.

Соглашение разработано исходя из обязательств, закрепленных Генеральным соглашением, заключенным между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации и Соглашением между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, находящихся в пределах Центрального федерального округа, Ассоциацией территориальных объединений организаций профсоюзов Центрального федерального округа, Координационным Советом Российского союза промышленников и предпринимателей Центрального федерального округа.

Соглашение является правовым актом, регулирующим социально-трудовые отношения во Владимирской области и устанавливающим общие принципы проведения согласованной социально-экономической политики на 2018 – 2020 годы.

Стороны рекомендуют социальным партнерам на территории Владимирской области при ведении переговоров по разработке и заключению соответствующих территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров взять за основу настоящее Соглашение.

Стороны признают необходимым принимать меры по заключению территориальных, отраслевых и иных соглашений, коллективных договоров в организациях и обязуются оказывать коллективам организаций первоочередное содействие в решении социально-трудовых отношений и иных, непосредственно связанных с ними экономических отношений.

Действие настоящего Соглашения распространяется на всех работодателей, осуществляющих деятельность на территории Владимирской области, не направивших письменно в департамент по труду и занятости населения администрации области мотивированный отказ от присоединения к Соглашению в течение 30 календарных дней со дня его официального опубликования.

Соглашение вступает в силу с 1 января 2018 года и действует до 31 декабря 2020 года.

 

I. В области экономической политики.

 

Стороны совместно:

1.1. Принимают меры по реализации Стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года, Плана мероприятий по реализации стратегии социально-экономического развития Владимирской области до 2030 года на 2017 – 2019 годы, Инвестиционной стратегии Владимирской области до 2020 года, а также Указов Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» и от 07.05.2012      № 600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг».

1.2. Добиваются устойчивого экономического развития области, укрепления экономического и финансового положения организаций, развития инновационной и предпринимательской активности и на этой основе повышения жизненного уровня населения Владимирской области.

1.3. Способствуют реализации промышленной и инвестиционной политики, обеспечивающей:

- рост объемов производства продукции (работ, услуг) в секторах экономики Владимирской области;

- насыщение потребительского рынка качественными товарами и услугами, в том числе производимыми во Владимирской области;

- увеличение спроса населения на продукцию, производимую во Владимирской области;

- содействие развитию малого и среднего бизнеса, вовлечение его представителей в систему социального партнерства.

1.4. Организуют конкурсы профессионального мастерства в секторах экономики, организациях с целью повышения производительности труда как основы роста эффективности экономики области, награждают победителей, присваивают звание «Мастер Земли Владимирской». Подводят итоги трудового соперничества для занесения организаций, передовиков и новаторов производства, представителей творческой интеллигенции, работников учреждений социальной сферы на Владимирскую областную «Галерею Славы».

1.5. В рамках имеющихся полномочий принимают меры, направленные на защиту внутреннего рынка от недобросовестной конкуренции.

1.6. Принимают меры, направленные на увеличение уровня налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и объема иных обязательных платежей, легализацию «теневой» заработной платы, противодействие схемам ухода от налогообложения.

1.7. Направляют в адрес законодательных органов и органов исполнительной власти предложения, способствующие развитию экономики, подъему уровня жизни и социальной защищенности населения, обеспечению экономической и экологической безопасности.

1.8. Осуществляют взаимные консультации по вопросам промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики. Вносят предложения в проекты государственных программ Владимирской области.

1.9. Участвуют в подготовке и реализации мероприятий, способствующих улучшению социально-экономической ситуации во Владимирской области.

1.10. Осуществляют в соответствии с действующим законодательством контроль за соблюдением трудовых прав работников при проведении процедур банкротства, смены собственников и разработке мероприятий по финансовому оздоровлению организаций-должников. Учитывают мнение областных организаций отраслевых профсоюзов и работников организаций-должников при подготовке решений об их ликвидации или банкротстве.

1.11. Организуют систему подготовки кадров в различных секторах социально-хозяйственного комплекса региона по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования.

1.12. Обобщают и используют передовой опыт управления экономикой других стран и регионов Российской Федерации с целью выработки рекомендаций по внедрению его в хозяйственную практику области.

1.13. В случае возникновения конфликта интересов формируют рабочие группы для выработки мер, направленных на конструктивное разрешение споров.

1.14. Осуществляют комплекс мер по продвижению продукции товаропроизводителей области в регионы Российской Федерации и на экспорт.

1.15. Оказывают содействие организациям-экспортерам, а также инновационным организациям в предоставлении информационной, консультационной и правовой поддержки, организуют и проводят тематические семинары по вопросам законодательства Российской Федерации.

Администрация:

1.16. Осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития области, разрабатывает прогноз социально-экономического развития области, государственные программы Владимирской области, ведомственные целевые программы, участвует в разработке разделов государственных программ Российской Федерации, федеральных целевых программ.

1.17. Проводит мониторинг социально-экономического развития области и муниципальных образований, содействует распространению передового опыта стабильно работающих организаций.

1.18. Совершенствует инвестиционную политику и оказывает организациям государственную поддержку при реализации высокоэффективных инвестиционных и инновационных проектов в соответствии с действующим законодательством Владимирской области.

1.19. Обеспечивает развитие федерально-регионального сотрудничества в научно-инновационной сфере.

1.20. Принимает меры по софинансированию государственных программ Российской Федерации и федеральных целевых программ, финансированию государственных программ Владимирской области и ведомственных целевых программ в пределах средств, предусмотренных федеральным и областным бюджетами на соответствующий год, а также за счет внебюджетных источников. Осуществляет ежеквартальный контроль за ходом их реализации.

1.21. Обеспечивает ежегодное формирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд заказчиков Владимирской области.

1.22. Поддерживает жилищное строительство как одно из основных направлений по подъему экономики области, принимает меры по привлечению внебюджетных источников финансирования.

1.23. Предпринимает меры по созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области», поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

1.24. Создает и поддерживает необходимые условия для устойчивого снабжения организаций и населения энергетическими ресурсами, коммунальными услугами, бесперебойной работы пассажирского и грузового транспорта, реализации мер по энерго- и ресурсосбережению, развитию альтернативной и локальной энергетики.

1.25. В соответствии с Федеральными законами от 24.06.1998 № 89-ФЗ            «Об отходах производства и потребления», от 26.03.2003 35-ФЗ                              «Об электроэнергетике», от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», а также постановлениями Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075                 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», от 29.12.2011 № 1178                       «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения», от 30.05.2016 № 484                      «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» осуществляет государственное регулирование цен (тарифов) на территории Владимирской области, обеспечивая при этом баланс экономических интересов поставщиков и потребителей энергетических ресурсов.

1.26. В пределах своей компетенции не допускает необоснованного повышения цен на энергоносители, тепловую и электрическую энергию, топливные ресурсы, транспорт и услуги ЖКХ.

1.27. Осуществляет региональный государственный контроль (надзор) за применением регулируемых Администрацией цен (тарифов) и проводит проверки хозяйственной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере регулируемого ценообразования, в части обоснованности величины и правильности применения указанных цен (тарифов).

1.28. Принимает меры по содействию развитию конкуренции во Владимирской области.

1.29. Оказывает содействие ассоциациям, отраслевым союзам, гильдиям и организациям в решении проблем товаропроизводителей и предпринимателей, реализации промышленной, бюджетной, инвестиционной, налоговой и ценовой политики.

1.30. Оказывает содействие сельским товаропроизводителям независимо от их организационно-правовых форм в обеспечении роста объемов производства сельскохозяйственной продукции.

1.31. Разрабатывает порядок предоставления субсидий сельскохозяйственным товаропроизводителям и организациям агропромышленного комплекса Владимирской области на оказание государственной поддержки агропромышленного комплекса области и осуществляет контроль за ходом его реализации.

1.32. Содействует обеспечению сельхозтоваропроизводителей сельскохозяйственной техникой по договорам лизинга.

1.33. Содействует комплексному развитию систем коммунальной инфраструктуры муниципальных образований.

1.34. При оказании государственной поддержки субъектам малого предпринимательства учитывает своевременность выплаты ими заработной платы работникам, а также отсутствие задолженности по налоговым и иным обязательным платежам перед бюджетами всех уровней.

1.35. Осуществляет инвентаризацию недвижимого имущества государственных унитарных предприятий и государственных учреждений в целях выявления свободных площадей.

Администрация, работодатели:

1.36. Рассматривают совместно вопросы оказания государственной поддержки, направленной на инновационное обновление и стабилизацию работы экономики, конкретных организаций, поддержку и развитие среднего и малого предпринимательства, решение социальных задач.

1.37. Содействуют созданию промышленных зон, технопарков, бизнес-инкубаторов, осуществляют меры по стимулированию организаций, реализующих инновационные проекты.

1.38. Привлекают отечественные и иностранные инвестиции для развития отраслей экономики области.

1.39. Организуют подготовку резерва кадров руководящего состава государственных унитарных предприятий и государственных учреждений области.

1.40. Оказывают помощь организациям в установлении деловых контактов и создании совместных производств с заинтересованными организациями других стран и регионов, развитии межрегиональной и внутриобластной кооперации.

1.41. Совместно с Союзом (Лигой) оборонных предприятий Владимирской области способствуют повышению эффективности использования потенциала организаций оборонно-промышленного комплекса, оказывают содействие в освоении и развитии гражданской продукции.

1.42. Осуществляют комплекс мер по сохранению, развитию и пропаганде народных художественных промыслов и ремесел во Владимирской области.

1.43. Содействует обеспечению занятости сельского населения путем создания новых постоянных рабочих мест в крестьянских (фермерских) хозяйствах.

Работодатели:

1.44. Предусматривают в коллективных договорах меры по эффективной работе организаций, своевременному техническому перевооружению, внедрению передовых технологий, созданию дополнительных рабочих мест, обеспечению безопасности и охраны труда.

1.45. Осуществляют своевременное перепрофилирование производства с учетом требований рынка, наращивают выпуск конкурентоспособных товаров, работ и услуг.

1.46. Обеспечивают своевременную уплату налогов и сборов, платежей в областной бюджет, государственные внебюджетные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации и Владимирской области.

1.47. Осуществляют ликвидацию (реорганизацию) организаций, изменение формы собственности, полную или частичную приостановку производства, влекущих за собой массовое увольнение работников или ухудшение условий труда, только после предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления органов местного самоуправления, соответствующих профсоюзных организаций, органов службы занятости и проведения с ними переговоров.

1.48. Информируют работников по вопросам социально-экономической деятельности организаций, о принимаемых мерах по их развитию.

1.49. Представляют Администрации информацию для оценки социально-экономической ситуации в регионе в соответствии с действующим законодательством.

1.50. Обеспечивают участие профсоюзов в рассмотрении среднесрочных программ развития организаций, предусматривающих их устойчивый экономический рост и стабильную работу.

1.51. При проведении мероприятий по реорганизации сохраняют уровень заработной платы и социальные гарантии, действовавшие до ее начала.

Профсоюзы:

1.52. Принимают участие в публичных слушаниях по проекту областного бюджета, вносят предложения по доработке данного документа. В рамках действующего законодательства совместно с главными распорядителями средств областного бюджета участвуют в разработке проектов областных нормативных правовых актов по вновь принимаемым расходным обязательствам Владимирской области.

1.53. Принимают участие в экономических форумах, других мероприятиях, проводимых администрацией области.

1.54. Осуществляют контроль и защиту прав работников при смене собственников, изменении организационно-правовых форм организаций, сокращении численности или штата, введении неполного рабочего времени.

1.55. Способствуют росту квалификации работников, организации трудового соперничества в коллективах. Содействуют и принимают участие в подготовке профессиональных праздников, организации конкурсов профессионального мастерства, выполнении программ социально-экономического развития области.

1.56. Выражают официальную позицию по конфликтным ситуациям, приводящим к пикетам, митингам, демонстрациям.

1.57. По уполномочию работников вправе иметь своих представителей в коллегиальных органах управления организацией.

 

II. Оплата труда. Доходы и уровень жизни населения.

 

Стороны совместно:

2.1. Принимают меры:

- по обеспечению своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы, стипендий, пособий и перечислению социальных страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды;

- по ликвидации задолженности по заработной плате и уплате социальных страховых взносов.

2.2. Обеспечивают соблюдение государственных гарантий по оплате труда, установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

2.3. Содействуют реализации Указа Президента Российской Федерации              от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» в части увеличения размера реальной заработной платы и проводят мониторинг повышения заработной платы работников социальной сферы в соответствии с указами Президента Российской Федерации и утвержденными отраслевыми планами мероприятий («дорожными картами»).

2.4. Формируют условия для поэтапного повышения минимального размера заработной платы до уровня не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленного в области.

2.5. Рекомендуют органам местного самоуправления:

- обеспечивать реализацию расходных обязательств в соответствии с утвержденным бюджетом на соответствующий финансовый год;

- производить повышение заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы в размерах и в сроки, установленные для работников соответствующих государственных учреждений Владимирской области, а также в соответствии с указами Президента Российской Федерации и принятыми в отраслях социальной сферы планами мероприятий («дорожными картами»), обеспечивать единые подходы к регулированию заработной платы для работников учреждений социальной сферы, финансируемых из бюджета Владимирской области и местных бюджетов;

- обеспечивать уровень средней заработной платы работников муниципальных учреждений социальной сферы в соответствии с целевыми показателями, установленными указами Президента Российской Федерации и отраслевыми планами мероприятий («дорожными картами»);

- предусматривать средства для увеличения фондов оплаты труда работников муниципальных учреждений при повышении уровня минимального размера оплаты труда (минимальной заработной платы), а также на индексацию заработной платы работников муниципальных учреждений, не вошедших в планы мероприятий («дорожные карты»), с учетом уровня инфляции;

- средства, высвобождаемые в результате проведения мероприятий по реорганизации муниципальных учреждений социальной сферы и оптимизации численности работников, направлять в приоритетном порядке на повышение заработной платы работников указанных учреждений;

- разрабатывать положения об оплате труда работников учреждений социальной сферы по согласованию с соответствующими профсоюзными органами;

- продолжить работу в рамках «эффективного контракта», определяющего условия оплаты труда работников муниципальных учреждений, показатели и критерии оценки эффективности деятельности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых муниципальных услуг;

- обеспечивать контроль за недопущением необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников учреждений социальной сферы;

- при изменении типа муниципальных учреждений социальной сферы не допускать ухудшения условий оплаты труда работников, в том числе отмены либо уменьшения стимулирующих и компенсационных выплат, установленных ранее нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

- совершенствовать с участием местных территориальных организаций профсоюзов нормативную правовую базу по оплате труда, в том числе руководителей учреждений, соблюдая принцип недопущения снижения достигнутого уровня заработной платы и условий ее выплаты, а также доведения гарантированной ее части для работников образовательных учреждений не ниже 70% от общего размера, для работников других отраслей социальной сферы – не ниже 60%;

- предусматривать в бюджетных сметах, планах финансово-хозяйственной деятельности необходимые средства на дополнительное профессиональное образование работников муниципальных учреждений социальной сферы и обеспечивать контроль за их использованием;

- принимать меры по легализации заработной платы в организациях;

- совместно с руководителями учреждений социальной сферы при заключении соглашений и коллективных договоров включать в них:

ü              меры по выполнению «дорожных карт» по оплате труда в свете указов Президента Российской Федерации;

ü              сроки выплаты заработной платы;

ü              порядок распределения стимулирующих выплат работникам;

ü              порядок оплаты труда за работу в нерабочие праздничные дни, вечернее и ночное время, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных;

ü              порядок осуществления расходов, связанных с командировками и повышением квалификации.

Администрация:

2.6. Принимает решения о внесении изменений в действующие нормативные правовые акты и принимает нормативные правовые акты по вопросам оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области с учетом мнения областных отраслевых профсоюзных организаций.

2.7. Обеспечивает реализацию расходных обязательств Владимирской области в соответствии с утвержденным бюджетом на очередной финансовый год и на плановый период.

2.8. Обеспечивает сроки и уровень повышения минимального размера оплаты труда в соответствии с федеральным законодательством.

2.9. Принимает меры по поэтапному доведению средней заработной платы отдельных категорий работников государственных учреждений Владимирской области до уровня, установленного указами Президента Российской Федерации, и в соответствии с утвержденными отраслевыми планами мероприятий («дорожными картами»), а также по индексации заработной платы работников государственных учреждений Владимирской области, не вошедших в планы мероприятий («дорожные карты»), с учетом уровня инфляции.

2.10. Обеспечивает контроль за недопущением необоснованной дифференциации в заработной плате руководителей и работников государственных учреждений Владимирской области в соответствии с нормами, установленными областными нормативными правовыми актами.

2.11. Принимает меры по установлению гарантированной части заработной платы работников государственных образовательных организаций и государственных организаций исполнительских искусств Владимирской области на уровне не ниже 70% от общего ее размера, для работников других отраслей социальной сферы – не ниже 60%. Бюджетные ассигнования, предусмотренные на увеличение фонда оплаты труда работников государственных учреждений Владимирской области, направлять преимущественно на увеличение размеров базовых окладов (базовых должностных окладов), базовых ставок заработной платы в пределах указанных ассигнований.

2.12. Обеспечивает установление базовых окладов (базовых должностных окладов) руководителей и специалистов государственных учреждений Владимирской области, работающих в сельской местности, в размере, повышенном на 25 процентов по сравнению с базовыми окладами (базовыми должностными окладами) руководителей и специалистов, занимающихся этими видами деятельности, работая в городской местности.

Обеспечивает установление должностных окладов специалистов государственных учреждений здравоохранения, расположенных в населенных пунктах Владимирской области, перечень которых установлен законодательством Владимирской области, в размере, повышенном на 25 процентов по сравнению с должностными окладами специалистов, работающих в городской местности.

2.13. Направляет финансовые средства в местные бюджеты для муниципальных дошкольных образовательных организаций и общеобразовательных организаций в объемах, предусмотренных законом об областном бюджете на соответствующий год, рассчитанных в соответствии с утвержденными нормативами.

2.14. Направляет средства, высвобожденные в результате оптимизации сети государственных учреждений социальной сферы Владимирской области, приведения численности работников к соотношению, установленному отраслевыми планами мероприятий («дорожными картами»), в приоритетном порядке на повышение заработной платы работников.

2.15. В установленном действующим законодательством порядке определяет и публикует в средствах массовой информации постановления администрации области «Об утверждении величины прожиточного минимума на территории Владимирской области».

2.16. Не допускает снижения уровня заработной платы работников бюджетной сферы, достигнутого в предыдущем году и определяемого на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики.

2.17. Рассматривает возможность финансирования мероприятий в рамках подпрограммы «Развитие и модернизация материально-технической базы учреждений культуры малых городов и сельских поселений Владимирской области» государственной программы Владимирской области «Развитие культуры на 2014 – 2020 годы» на приобретение музыкальных инструментов для детских школ искусств.

2.18. Принимает нормативные правовые акты, определяющие размер предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров государственных учреждений социальной сферы Владимирской области, формируемой за счет всех источников финансового обеспечения и рассчитываемой за календарный год, и среднемесячной заработной платы работников таких учреждений (без учета заработной платы соответствующего руководителя, его заместителей, главного бухгалтера).

2.19. Обеспечивает контроль за размещением информации о рассчитываемой за календарный год среднемесячной заработной плате руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров государственных учреждений Владимирской области в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с действующим законодательством.

Работодатели:

2.20. Заключают коллективные договоры в организациях (за исключением финансируемых из областного и местных бюджетов), предусматривая в них:

- меры по увеличению размера минимальной заработной платы до величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в области;

- оплату работникам за счет средств работодателя пособия по временной нетрудоспособности (вследствие болезни или травмы, за исключением несчастных случаев на производстве) в размере среднего заработка за первые три дня нетрудоспособности;

- положение об оплате времени приостановки работы в связи с задержкой выплаты заработной платы на срок более 15 дней, если работник в письменной форме известил работодателя о начале приостановки работы, в размере среднего заработка;

- сроки выплаты заработной платы;

- порядок индексации заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги;

- порядок выплаты вознаграждения работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, в размере не менее их дневной тарифной ставки за каждый нерабочий праздничный день;

- обязательства по организации оздоровления и отдыха работников и их детей, в том числе финансовые из средств организаций;

- средства на социальную поддержку работников и членов их семей, в том числе на проезд, жилищно-коммунальные услуги, питание, приобретение (строительство) жилья, оздоровление и другое;

- обязательства по оплате каждого часа работы в ночное время (с 22 часов до 6 часов) в повышенном размере по сравнению с работой в нормальных условиях – не менее 20% часовой тарифной ставки.

В организациях, где месячная заработная плата работника ниже величины прожиточного минимума, установленного по Владимирской области для трудоспособного населения, разрабатывают совместно с профсоюзами программы поэтапного повышения заработной платы до указанного уровня.

2.21. Обеспечивают проведение ежегодной индексации заработной платы на уровне не ниже индекса потребительских цен в области, определяемого территориальным органом государственной статистики, с учетом финансово-экономического положения организации.

Рост заработной платы работников в связи с проведением индексации, связанной с ростом потребительских цен, не считается основанием для замены и пересмотра норм труда.

2.22. Добиваются с учетом финансовых возможностей организации установления тарифной части заработной платы на уровне не ниже 60% от общего ее размера.

2.23. Обеспечивают выплату компенсаций работникам со сдельной и повременной оплатой труда за нерабочие праздничные дни в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

2.24. Обеспечивают своевременную и в полном объеме выплату заработной платы, выходных пособий и других выплат, причитающихся работнику в соответствии с действующим трудовым законодательством, соглашениями, коллективными и трудовыми договорами. Не допускают задолженности по уплате социальных страховых взносов и членских профсоюзных взносов, удержанных из заработной платы работников.

2.25. При возникновении задолженности по заработной плате совместно с профсоюзными комитетами разрабатывают план мероприятий, направленных на погашение задолженности, с указанием сроков ее погашения и обеспечивают его реализацию.

2.26. Обеспечивают в соответствии с действующим трудовым законодательством выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

При заключении коллективных договоров предусматривают в них дополнительные виды морального стимулирования и материальных поощрений, в том числе за высокий уровень квалификации, профессиональное мастерство, распространение передового опыта.

2.27. Устанавливают системы оплаты, нормирования и стимулирования труда, а также введение, замену и пересмотр норм труда с учетом мнения профсоюзов.

 

 

Профсоюзы:

2.28. Добиваются включения в территориальные и отраслевые соглашения, коллективные договоры обязательств, принятых в настоящем Соглашении, по:

- увеличению минимальной заработной платы до уровня не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения, установленного в области;

- индексации заработной платы работников с учетом уровня инфляции;

- установлению размеров компенсаций в случае задержки выплаты заработной платы.

2.29. Представляют и защищают права и интересы членов профсоюза по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений, в том числе по вопросам соблюдения действующего законодательства в части своевременной и в полном объеме выплаты заработной платы и других социальных выплат, уплаты страховых взносов, а в области коллективных прав и интересов – указанные права и интересы работников независимо от их членства в профсоюзах.

Выходят с инициативой по привлечению к предусмотренной законодательством ответственности должностных лиц, не обеспечивающих выполнение норм действующего законодательства, принимают участие в работе примирительных комиссий, трудовых арбитражей, судебных заседаний.

2.30. Осуществляют контроль за:

- соблюдением предельного по организациям бюджетной сферы и оптимального по иным организациям уровня соотношения средней заработной платы руководителя организации к средней заработной плате работников организации;

- сроками выплаты заработной платы;

- выполнением указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы работникам учреждений социальной сферы.

2.31. Вырабатывают рекомендации и обеспечивают контроль за повышением производительности труда работников для достижения значения показателя, установленного Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике».

 

III. Развитие рынка труда и содействие занятости населения.

 

Стороны совместно:

3.1. Обеспечивают реализацию государственной программы Владимирской области «Содействие занятости населения Владимирской области» в 2017 – 2021 годах.

3.2. Способствуют созданию эффективных рабочих мест с достойной заработной платой и безопасными условиями труда.

3.3. Принимают меры по снижению безработицы и предотвращению кризисных ситуаций на рынке труда в отдельных сферах экономической деятельности и муниципальных образованиях.

3.4. Принимают меры по повышению уровня занятости трудоспособных инвалидов, а также выпускников образовательных организаций.

3.5. Разрабатывают и осуществляют меры, направленные на предотвращение социальных конфликтов и социальную поддержку работников в условиях проведения процедур, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций.

3.6. При введении внешнего управления обеспечивают сохранение действия трудовых и коллективных договоров.

3.7. Ежегодно рассматривают на областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений итоги реализации, государственной программы Владимирской области «Содействие занятости населения Владимирской области», по итогам обсуждения определяют совместные мероприятия по улучшению ситуации на рынке труда области.

3.8. Осуществляют меры, направленные на обеспечение непрерывного профессионального развития работников, профессиональной подготовки и переподготовки кадров с учетом приоритетов развития экономики, в том числе:

- развитие внутрипроизводственного обучения работников организаций, а также опережающего профессионального обучения работников, подлежащих высвобождению;

- формирование системы признания и оценки результатов внутрипроизводственного обучения;

- развитие профессиональной мобильности на основе профессионального обучения и дополнительного профессионального образования;

- развитие системы профессиональной ориентации с целью решения проблемы дефицита рабочей силы;

- подготовку согласованных предложений по ключевым направлениям развития национальной системы квалификаций.

3.9. Совершенствуют и развивают систему профессиональной ориентации молодежи с целью повышения мотивации к трудовой деятельности по профессиям и специальностям, востребованным на рынке труда.

3.10. Обеспечивают приоритетное право на трудоустройство российских граждан, ограничивают привлечение иностранной рабочей силы организациями, осуществляющими высвобождение работников.

3.11. Рекомендуют представителям работников и работодателей устанавливать критерии массового увольнения работников в отраслевых и (или) территориальных соглашениях при их заключении.

3.12. Проводят работу по определению потребности по подготовке квалифицированных кадров.

Администрация:

3.13. Осуществляет координацию деятельности заинтересованных организаций по вопросам занятости населения.

3.14. В целях улучшения функционирования рынка труда определяет и реализует меры, направленные на:

- совершенствование предоставления государственных услуг в области содействия занятости населения;

- развитие системы информирования о ситуации на рынке труда, отвечающей потребностям граждан, работодателей, других заинтересованных сторон, использование в этих целях электронной техники, аудиотехники, информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в том числе информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России»;

- осуществление оценки качества государственных услуг, предоставляемых гражданам и работодателям на основе проведения опросов получателей государственных услуг.

3.15. В целях повышения уровня занятости трудоспособных инвалидов осуществляет:

- мониторинг потребности инвалидов в трудоустройстве, профессиональном обучении, открытии собственного дела;

- мониторинг выполнения законодательства о квотировании рабочих мест для инвалидов.

3.16. Способствует реализации мер, направленных на повышение качества и конкурентоспособности рабочей силы, в целях совершенствования системы подготовки кадров для экономики области:

- осуществляет мониторинг потребности организаций в подготовке квалифицированных кадров для экономики области;

- формирует и размещает отраслевой заказ на подготовку квалифицированных кадров для отдельных сфер экономики региона в профессиональных образовательных организациях Владимирской области;

- содействует заключению договоров на профессиональное обучение кадров между работодателями и профессиональными образовательными организациями Владимирской области.

3.17. В целях повышения эффективности внешней трудовой миграции:

- организует работу Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников;

- организует и координирует работу по определению потребности Владимирской области в привлечении иностранных работников с учетом оценки влияния привлечения иностранных работников на социально-экономическое развитие области и региональный рынок труда;

- при подготовке предложений по определению потребности в привлечении иностранной рабочей силы, формированию объемов квоты на выдачу иностранным гражданам разрешительных документов на право трудовой деятельности учитывает соблюдение работодателями обязательств региональных соглашений по заработной плате, отсутствие фактов высвобождения работников – граждан Российской Федерации в течение предыдущего года в связи с сокращением численности, участие организации-заявителя в системе социального партнерства, наличие коллективного договора в организации и обеспечение социально-бытовых условий проживания иностранных работников, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям.

3.18. Осуществляет постоянный контроль за соблюдением законодательства и установленного порядка реорганизации или ликвидации образовательных организаций области. Информирует областные комитеты соответствующих отраслевых профсоюзов о предполагаемой реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных организаций.

3.19. Оказывает консультативную и методическую помощь работодателям по вопросам трудового законодательства.

Работодатели:

3.20. Своевременно предоставляют в органы службы занятости населения в порядке, определенном действующим законодательством, информацию:

- необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов;

- о введении режимов неполного рабочего дня или неполной рабочей недели, временной приостановки работы;

- о наличии свободных рабочих мест и вакантных должностей, созданных или выделенных рабочих местах для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов, включая информацию о локальных нормативных актах, содержащих сведения о данных рабочих местах, выполнении квоты для приема на работу инвалидов.

3.21. Предусматривают опережающее профессиональное обучение и повышение квалификации высвобождаемых работников.

3.22. Предусматривают по возможности в коллективных договорах предоставление материальной помощи работникам при увольнении по основаниям, связанным с  реорганизацией, сокращением штата организации, предоставление оплачиваемого времени для поиска новой работы до наступления срока расторжения трудового договора. Не допускают одновременного увольнения работников - членов одной семьи по сокращению численности или штата работников.

3.23. Сохраняют за работниками, высвобождаемыми в связи с сокращением численности или штата, право на первоочередное трудоустройство в организации при появлении вакантных рабочих мест.

3.24. Не допускают массового высвобождения работников при перепрофилировании или частичной приостановке производства по инициативе Работодателя без предварительного (не менее чем за три месяца) уведомления в письменной форме соответствующих профсоюзных органов и проведения с ними переговоров.

3.25. При проведении процедур банкротства включают в комиссию по банкротству представителей выборного профсоюзного органа и заблаговременно информируют о проведении собрания кредиторов должника.

3.26. Реализуют меры, направленные на развитие гибких форм занятости женщин, воспитывающих несовершеннолетних детей, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей (занятость с неполным рабочим временем и гибким графиком (режимом) работы, надомная занятость).

3.27. Совместно с органами службы занятости содействуют трудоустройству населения, в том числе через:

- организацию общественных работ, временной занятости несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включая женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет;

- создание рабочих мест (в том числе надомных) для трудоустройства незанятых инвалидов, родителей, воспитывающих детей-инвалидов, многодетных родителей;

- содействие подготовке по программам профессионального обучения и дополнительного профессионального образования женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до трех лет, планирующих возвращение к трудовой деятельности, граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена трудовая пенсия по старости и которые стремятся возобновить трудовую деятельность.

3.28. Организуют прохождение производственной практики для учащихся и студентов и стажировки выпускников образовательных учреждений с целью приобретения ими опыта работы. Развивают институт наставничества, в том числе для молодых специалистов из числа выпускников образовательных организаций и инвалидов.

3.29. Содействуют реализации мер, направленных на модернизацию профессиональных образовательных организаций, уделяя первостепенное внимание подготовке специалистов для высокотехнологических производств, посредством:

- оснащения учебных мастерских, лабораторий, кабинетов профессиональных образовательных организаций Владимирской области необходимым оборудованием и расходными материалами;

- обеспечения профессиональных образовательных организаций научно-технической информацией, специальной литературой;

- разработки программ теоретического и производственного обучения в профессиональных образовательных организациях области.

3.30. Создают или выделяют рабочие места для трудоустройства инвалидов согласно установленной квоте, а также принимают меры по трудоустройству инвалидов на созданные или выделенные в счет квоты рабочие места.

3.31. Используют практику заключения срочных трудовых договоров только в случаях, предусмотренных действующим законодательством. Не допускают заключение гражданско-правовых договоров, фактически регулирующих трудовые отношения, использование механизмов заемного труда.

3.32. Осуществляют привлечение и использование иностранной рабочей силы в соответствии с действующим законодательством с учетом мнения соответствующих профсоюзных органов.

Работодатели, профсоюзы:

3.33. Принимают согласованные меры, направленные на снижение численности работников, увольняемых в связи с сокращением. По возможности не допускают увольнения работников, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком.

3.34. Включают в коллективные договоры меры по материальной поддержке работников, подлежащих высвобождению, и сохраняют по возможности за ними на период трудоустройства существующие в организации социальные льготы.

3.35. Разрабатывают и реализуют мероприятия, направленные на создание новых рабочих мест, осуществляют контроль за профессиональным обучением по программам повышения квалификации работников. Участвуют в определении потребности в подготовке квалифицированных рабочих кадров и специалистов, востребованных на региональном рынке труда, и формировании отраслевого заказа на подготовку кадров.

3.36. Осуществляют меры по предотвращению нелегального найма иностранных рабочих.

Профсоюзы:

3.37. Осуществляют контроль за соблюдением трудового законодательства в вопросах найма и увольнения работников, в том числе, за порядком и основанием заключения срочных трудовых договоров, договоров гражданско-правового характера (фактически регулирующих трудовые отношения), предоставлением работникам льгот и гарантий при высвобождении.

3.38. Оказывают бесплатную консультационную и правовую помощь профсоюзным организациям, членам профсоюзов по соблюдению трудового законодательства.

3.39. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения мероприятий, направленных на увеличение объемов работ, сохранение числа рабочих мест, дополнительное профессиональное образование по программам профессиональной переподготовки высвобождаемых работников, предоставление им льгот и компенсаций сверх установленных законодательством.

3.40. Выходят с предложением в представительные и исполнительные органы государственной власти области и в органы местного самоуправления о приостановлении высвобождения работающих в организациях при критическом уровне безработицы на соответствующей территории.

3.41. Используют коллективные договоры и соглашения для принятия превентивных мер по обеспечению занятости работников и недопущению необоснованных решений руководителей по сокращению работающих.

 

IV. В области социальной защиты населения.

 

Стороны совместно:

4.1. Обеспечивают социальную защиту малоимущих граждан в соответствии с федеральным и областным законодательством.

4.2. Реализуют меры социальной поддержки отдельных категорий граждан, предусмотренные действующим законодательством.

4.3. Проводят согласованную политику в области развития культуры, спорта, организации детского и семейного отдыха, оздоровления населения.

Принимают меры по сохранению на территории области объектов социальной сферы: санаториев-профилакториев, медицинских организаций, детских оздоровительных лагерей, дошкольных образовательных организаций, спортивных сооружений, организаций культуры и социального обслуживания.

4.4. Обеспечивают соблюдение установленных законодательством прав граждан на социальную поддержку, доступность гарантируемого объема социальных услуг для населения области, сохранение уровня социальных гарантий работающим гражданам, обеспечение здорового образа жизни.

4.5. Разрабатывают и осуществляют меры, направленные на улучшение демографической ситуации в области, осуществляют поддержку семей с детьми.

4.6. Ежегодно заслушивают на заседании областной трехсторонней комиссии информацию территориального фонда обязательного медицинского страхования Владимирской области и Владимирского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации об исполнении соответствующего бюджета за предыдущий финансовый год.

4.7. Способствуют своевременному получению территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования, информированию граждан об их пенсионных правах.

Проводят информационную работу среди трудовых коллективов по разъяснению основных положений принятых федеральных законов по вопросам развития обязательного пенсионного страхования, совершенствованию пенсионной системы.

4.8. Предпринимают меры по обеспечению устойчивого финансирования жилищного строительства, созданию эффективной системы обеспечения граждан с различным уровнем доходов доступным по стоимости жильем в рамках действующих жилищных программ, поддержки отдельных категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим законодательством.

4.9. Осуществляют взаимодействие с органами местного самоуправления по вопросам, связанным с заключением с перевозчиками всех форм собственности, включая индивидуальных предпринимателей, договоров на исполнение муниципального заказа на пассажирские перевозки городским и пригородным транспортом общего пользования с предоставлением права проезда по льготным проездным билетам в пределах объема финансирования, утвержденного на текущий год.

4.10. Проводят совместно с органами местного самоуправления согласованную политику в отношении установления величины арендной платы на земельные участки, занятые объектами оздоровительного рекреационного значения, в размере не более 1,5% от кадастровой стоимости земельных участков.

4.11. Осуществляют проверку условий жизни инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны с целью решения вопросов их жизнеустройства, оказания различных видов помощи.

4.12. Учитывая социальную значимость услуг отрасли для населения, способствуют созданию условий для деятельности почтовых организаций, сохранению сельских почтовых отделений и их кадров.

4.13. Рекомендуют органам местного самоуправления включать в территориальные трехсторонние соглашения пункты, касающиеся вопросов выплаты педагогическим работникам муниципальных образовательных организаций компенсаций:

- за поднаем жилых помещений, при отсутствии таковых в собственности по месту нахождения образовательной организации;

- за проезд на общественном транспорте (кроме такси) до места работы и обратно, при условии нахождения образовательной организации в сельской местности.

Администрация:

4.14. Утверждает Программу государственных гарантий бесплатного оказания населению Владимирской области медицинской помощи на соответствующий год, обеспечивает финансирование утвержденных объемов медицинской помощи, оказываемых за счет средств областного бюджета, и уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, создает условия для обеспечения доступности и качества медицинской помощи, оказываемой в рамках данной Программы.

4.15. Проводит совместно с органами местного самоуправления согласованную политику в организации дополнительной диспансеризации работников в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ от 03.02.2015 № 36ан «Об утверждении порядка проведения диспансеризации определенных групп взрослого населения».

4.16. Предоставляет в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (через учреждения социального обслуживания) ходатайства о регистрации в качестве застрахованного лица для лиц без определенного места жительства и занятий (в том числе детей) при отсутствии документов, удостоверяющих личность, в рамках Федерального закона от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

4.17. В рамках реализации государственной программы Владимирской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем населения Владимирской области» обеспечивает работников бюджетной сферы, нуждающихся в служебных жилых помещениях по договорам найма специализированного жилищного фонда.

Направляет в органы местного самоуправления предложения по включению в состав комиссии  по предоставлению субсидий представителей областных комитетов профсоюзов бюджетных отраслей.

4.18. Осуществляет предоставление малоимущим гражданам и малообеспеченным семьям субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.12.2005 № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг».

4.19. Осуществляет предоставление мер социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с федеральным и областным законодательством.

4.20. Осуществляет предоставление мер социальной поддержки по оплате за содержание и ремонт жилья, услуг теплоснабжения (отопления) и электроснабжения специалистам государственных и муниципальных учреждений, финансируемых из областного и муниципальных бюджетов, работающим в сельских поселениях, поселках городского типа, и не допускает снижения достигнутого уровня (размера и условий предоставления) данной социальной поддержки в соответствии с Законом Владимирской области от 02.10.2007 № 120-ОЗ «О социальной поддержке и социальном обслуживании отдельных категорий граждан во Владимирской области».

4.21. Осуществляет финансовое обеспечение и реализацию комплекса мер, направленных на социальную поддержку, социальное обслуживание и охрану прав семьи, материнства, отцовства и детства.

4.22. Ежегодно предусматривает в областном бюджете средства на проведение массовых спортивных мероприятий для населения области.

4.23. Осуществляет ежегодное увеличение объема средств, предусмотренных на обеспечение реализации мер по организации отдыха и оздоровления детей. Принимает меры по сохранению, развитию сети организаций отдыха и оздоровления детей. Участвует в финансировании мероприятий по организации оздоровительной кампании детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Проводит совместно с органами местного самоуправления согласованную политику, направленную на удешевление стоимости путевок в загородные оздоровительные лагеря.

4.24. Устанавливает предельные размеры оптовых и предельные размеры розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями на реализуемые на территории области лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

4.25. Осуществляет социальную поддержку, социальное обслуживание и оказание государственной социальной помощи категориям граждан, определенным законодательством Российской Федерации и Владимирской области.

4.26. Обеспечивает равную доступность услуг общественного транспорта на территории Владимирской области для отдельных категорий граждан путем предоставления льготного проезда на железнодорожном, автомобильном и городском транспорте общего пользования городского и пригородного сообщений.

4.27. Оказывает содействие развитию системы ипотечного кредитования.

4.28. Осуществляет социальную поддержку при ипотечном жилищном кредитовании медицинских работников медицинских организаций государственной системы здравоохранения Владимирской области в соответствии с законодательством Владимирской области в целях устранения дефицита кадров и закрепления квалифицированных специалистов в государственной системе здравоохранения области.

4.29. В рамках установленных законодательством Российской Федерации полномочий принимает меры по недопущению опережающего роста тарифов на услуги ЖКХ в сравнении с ростом заработной платы.

 

 

Работодатели:

4.30. Своевременно и в полном объеме уплачивают страховые взносы в размерах, установленных законами. Организуют информационно-разъяснительную работу среди застрахованных лиц в реализации их прав на пенсионное обеспечение, социальное страхование и обязательное медицинское страхование.

Принимают меры по предоставлению в органы Пенсионного фонда РФ в электронной форме по защищенным каналам связи списки работников, выходящих на пенсию в ближайшие 12 месяцев, сканированные образцы документов, необходимых для назначения пенсии, имеющихся в распоряжении работника и работодателя.

4.31. Предусматривают в коллективных договорах финансирование мероприятий по созданию условий для отдыха и лечения работников, членов их семей, оплаты путевок на санаторно-курортное лечение и оздоровление.

4.32. Предусматривают в пределах финансовых возможностей в коллективных договорах финансирование мероприятий, направленных на приобретение жилой площади для работников, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

4.33. Освобождают работников, направляющихся для прохождения диспансеризации работающих граждан в соответствии с согласованным с медучреждением планом-графиком диспансеризации, от работы с сохранением среднего заработка.

Обеспечивают работникам, подлежащим диспансеризации, возможность посещения учреждений здравоохранения, проводящих диспансеризацию, в соответствии с согласованным планом-графиком диспансеризации.

4.34. Предусматривают в коллективных договорах финансирование медицинских и оздоровительных организаций, организаций спорта, культуры, детских загородных лагерей, других социальных объектов, находящихся в собственности организаций, предоставление работникам (за исключением работников государственных и муниципальных учреждений) долгосрочных ссуд на индивидуальное жилищное строительство в пределах финансовых возможностей.

4.35. Участвуют в финансировании социальных программ организаций за счет их прибыли в пределах финансовых возможностей.

4.36. Создают в организациях условия для занятия работниками физической культурой и спортом, оздоровления работников.

4.37. Предусматривают надбавки к заработной плате для работников, удостоенных почетных званий «Почетный работник», «Заслуженный работник» соответствующих отраслей и работающих по специальности, согласно коллективным договорам, локальным нормативным актам и с учетом финансовых возможностей организаций.

4.38. Обеспечивают сохранность и своевременную передачу на архивное хранение документов по заработной плате работников, стажу и работе с вредными и (или) опасными условиями труда, дающими право на льготное пенсионное обеспечение.

4.39. Предоставляют ежегодный основной и дополнительный отпуск работникам, имеющим двоих и более несовершеннолетних детей, в любое время по их желанию.

Работодатели, профсоюзы:

4.40. Предусматривают в коллективных договорах, по возможности, дополнительные меры социальной поддержки работников организаций, обратив особое внимание на беременных женщин и кормящих матерей, а также работников, находящихся в отпусках по уходу за детьми.

4.41. Проводят культурно-массовые и спортивно-оздоровительные мероприятия, участвуют в их финансировании.

4.42. Участвуют в управлении территориальным фондом обязательного медицинского страхования Владимирской области в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

Профсоюзы:

4.43. Добиваются закрепления в коллективных договорах обязательств по:

- улучшению жилищных условий работников, в том числе за счет предоставления долгосрочных ссуд, кредитов, займов;

- сохранению дошкольных образовательных организаций, оздоровительных лагерей, баз отдыха, санаториев-профилакториев, спортивных сооружений и их содержанию;

- оказанию материальной поддержки малообеспеченным и многодетным семьям работников, пенсионерам, ветеранам труда;

- приобретению путевок на санаторно-курортное лечение для работников и их семей;

- добровольному медицинскому страхованию работников;

- проведению профилактических медицинских осмотров работающих граждан за счет средств организации;

- оплате лечения работников в стационарных лечебных учреждениях;

- проведению диспансеризации работающих граждан с сохранением среднего заработка;

- предоставлению льгот и компенсаций, связанных с расходами работников на транспорт, питание на производстве и других;

- обеспечению пенсионных прав застрахованных лиц, вопросов своевременной уплаты работодателями страховых взносов за работников в органы Пенсионного фонда Российской Федерации и их дополнительного пенсионного обеспечения;

- организации консультаций по оказанию помощи застрахованным лицам в реализации прав на пенсионное обеспечение.

4.44. Участвуют в организации и проведении оздоровительной кампании детей и подростков в период школьных каникул. Осуществляют профсоюзный контроль за ходом проведения детского оздоровительного отдыха.

4.45. Выделяют профсоюзные средства для частичного возмещения стоимости путевок в оздоровительные лагеря для детей-инвалидов, детей из неполных семей и социально не защищенных работников.

4.46. Рекомендуют работодателям предусматривать средства на предоставление ежегодной материальной помощи работникам, имеющим детей-инвалидов.

4.47. Проводят мониторинг соотношения роста заработной платы и тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

V. Защита трудовых прав, охрана труда.

 

Стороны совместно:

5.1. Обеспечивают реализацию на территории области законодательства об охране труда, признавая приоритетным направлением своей деятельности сохранение жизни и здоровья работников.

5.2. Содействуют проведению специальной оценки условий труда, принятию мер по улучшению условий и охраны труда, в том числе в организациях бюджетной сферы.

5.3. Обеспечивают выполнение мероприятий программы улучшения условий и охраны труда во Владимирской области с целью сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, снижения уровня производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.

5.4. Организуют проведение мероприятий по пропаганде и распространению передового опыта работы в сфере охраны труда.

5.5. Информируют работников через средства массовой информации о состоянии условий труда, производственного травматизма в области и принимаемых мерах по обеспечению безопасного труда, о вновь принятых нормативных правовых актах по вопросам охраны труда.

5.6. Участвуют в нормотворческой деятельности в сфере охраны труда.

Администрация:

5.7. С учетом поэтапного формирования системы специальной оценки условий труда принимает необходимые меры по информированию работников и работодателей об изменениях в нормативных правовых актах, регулирующих порядок проведения специальной оценки условий труда.

5.8. Развивает систему мониторинга состояния условий и охраны труда.

5.9. Содействует проведению специальной оценки условий труда в организациях области независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в том числе в организациях, финансируемых из областного бюджета.

5.10. Осуществляет в установленном порядке государственную экспертизу условий труда на основании определений судебных органов, представлений территориальных органов Федеральной службы по труду и занятости, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации, а также иных страховщиков, организаций, проводивших специальную оценку условий труда.

5.11. Посредством государственной экспертизы условий труда проводит оценку:

- качества проведения специальной оценки условий труда;

- правильности обоснования предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

5.12. Оказывает консультативную и методическую помощь организациям области по вопросам практического применения норм трудового законодательства и совершенствования работы служб охраны труда.

5.13. Обеспечивает функционирование областного методического кабинета охраны труда, содержание и совершенствование его материально-технической базы в целях эффективной методической и информационно-правовой поддержки служб охраны труда организаций области.

5.14. Содействует совершенствованию комплексной подготовки персонала по охране труда.

5.15. Ежегодно организует проведение тематических мероприятий в рамках Всемирного дня охраны труда.

Работодатели:

5.16. Обеспечивают приведение условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда и результатами специальной оценки условий труда.

5.17. Реализуют предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников.

5.18. Организуют и обеспечивают проведение специальной оценки условий труда на вновь организованных рабочих местах не позднее шести месяцев с момента ввода их в эксплуатацию.

5.19. Обеспечивают сокращение использования труда женщин на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также недопущение выполнения работ на рабочих местах, где условия труда не отвечают санитарно-гигиеническим нормам.

5.20. По результатам специальной оценки условий труда инициируют проведение государственной экспертизы условий труда в целях оценки правильности обоснования предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда.

5.21. Подают декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда по результатам специальной оценки условий труда.

5.22. Содействуют созданию комитетов (комиссий) по охране труда в организациях и обеспечивают необходимые условия для деятельности уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда в проведении общественного контроля условий труда работников, а также организуют и проводят обучение по охране труда членов комитетов (комиссий) по охране труда и уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

5.23. Обеспечивают работников, занятых во вредных и (или) опасных условиях труда, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты в соответствии с установленными нормами.

5.24. Обеспечивают в установленном законодательством порядке бесплатную выдачу молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда.

5.25. Обеспечивают недопущение к работе лиц не прошедших в установленном порядке инструктаж и (или) обучение по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.

5.26. Организуют проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) соответствующих категорий работников.

5.27. С учетом финансовых возможностей организации предоставляют дополнительные или повышенные гарантии и компенсации работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работникам, пострадавшим от несчастного случая на производстве.

5.28. Обеспечивают участие представителей выборных органов, первичных профсоюзных организаций и уполномоченных по охране труда в комиссиях по расследованию несчастных случаев на производстве.

5.29. С учетом производственных возможностей создают за счет собственных средств рабочие места для трудоустройства инвалидов, получивших трудовые увечья или профессиональные заболевания при выполнении трудовых обязанностей в данной организации и имеющих рекомендации к труду.

Профсоюзы:

5.30. Осуществляют общественный контроль за соблюдением трудового законодательства (включая законодательство об охране труда и законодательство о специальной оценке условий труда).

5.31. Участвуют в работе комиссий по специальной оценке условий труда.

5.32. Проводят сбор, обобщение и анализ информации о состоянии условий и охраны труда в организациях, в том числе по результатам специальной оценки условий труда.

5.33. Инициируют проведение в организациях государственной экспертизы условий труда.

5.34. Проводят независимую экспертизу условий труда, участвуют в экспертизе безопасности условий труда и в экспертизе безопасности проектируемых и эксплуатируемых механизмов и инструментов.

5.35. Защищают интересы работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве или получивших профессиональное заболевание.

5.36. Проводят анализ состояния и причин производственного травматизма с тяжелыми последствиями и со смертельным исходом, разрабатывают предложения по его профилактике.

5.37. Инициируют включение в коллективные договоры обязательств работодателей по приведению условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда, по проведению специальной оценки условий труда.

5.38. Участвуют в информационном обеспечении работников по вопросам охраны труда.

5.39.  Проводят разъяснительную работу среди работников организаций по вопросам охраны труда.

5.40. Инициируют создание комитетов (комиссий) по охране труда в организациях области. Проводят выборы в первичных профсоюзных организациях уполномоченных (доверенных) лиц по охране труда.

5.41. Инициируют проведение в организациях смотров-конкурсов на лучшее состояние охраны и условий труда в структурных подразделениях, а также на звание «Лучший уполномоченный по охране труда».

5.42. Продолжают практику заключения договоров, соглашений о взаимодействии с органами государственного надзора и контроля по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

 

VI. Использование природных ресурсов и охрана окружающей среды.

 

Стороны совместно:

6.1. Обеспечивают реализацию законодательства Российской Федерации и Владимирской области в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности и природопользования в интересах населения области.

Администрация:

6.2. В пределах полномочий разрабатывает и вносит на рассмотрение Законодательного Собрания области проекты законодательных актов по вопросам охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и природопользования, а также разрабатывает и принимает иные нормативные правовые акты в указанной сфере.

6.3. Обеспечивает в случаях, предусмотренных законодательством, предоставление права пользования участками недр местного значения, нормирование качества окружающей среды, проведение государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы запасов общераспространенных полезных ископаемых. Осуществляет государственный региональный экологический надзор.

6.4. Участвует в реализации государственных программ Российской Федерации и Владимирской области, направленных на охрану окружающей среды и рациональное природопользование.

6.5. Оказывает поддержку организациям, осуществляющим выполнение мероприятий в области охраны окружающей среды и рационального природопользования.

6.6. Способствует развитию системы экологического просвещения населения, осуществляет меры по созданию системы информационной поддержки и массового распространения экологических знаний.

Работодатели:

6.7. Принимают эффективные меры по рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, проводят мероприятия по охране окружающей среды, в том числе воздуха, земель, вод, недр, лесов, животного и растительного мира.

6.8. Обеспечивают соблюдение установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду на основе существующих технологий и внедрения ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий и производств, надежную и эффективную работу очистных сооружений, установок и средств контроля, обезвреживания и переработки отходов.

6.9. Обеспечивают проведение производственного контроля в области охраны окружающей среды (производственного экологического контроля) в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды.

6.10. Разрабатывают и реализуют планы и мероприятия по охране окружающей среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, соблюдению нормативов качества окружающей среды, выполнению требований экологической безопасности. Своевременно представляют в государственные органы информацию об их выполнении.

6.11. Обеспечивают подготовку и переподготовку кадров организаций по вопросам охраны окружающей среды, экологической безопасности и рациональному использованию природных ресурсов в соответствии с действующим законодательством.

Профсоюзы:

6.12. Обеспечивают участие своих представителей в составе координационных советов и комиссий по вопросам экологической и промышленной безопасности, создаваемых органами администрации Владимирской области.

6.13. Организуют обучение по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов руководителей, специалистов организаций.

 

VII. В области реализации молодежной политики.

 

Стороны совместно:

7.1. Принимают меры по совершенствованию механизма реализации молодежной политики на территории области.

7.2. Содействуют трудоустройству выпускников организаций системы профессионального образования и снижению безработицы среди молодежи.

7.3. Создают условия, оказывают организационную, информационную поддержку для трудоустройства молодежи, в том числе на временных и сезонных рабочих местах. Содействуют пропаганде рабочих специальностей в молодежной среде.

7.4. Содействуют созданию в организациях всех форм собственности советов молодых специалистов, молодежных советов (комиссий).

Администрация:

7.5. Принимает нормативные правовые акты в сфере молодежной политики в соответствии с действующим законодательством.

7.6. Обеспечивает финансирование мероприятий молодежной политики, предусмотренное областным бюджетом.

7.7. Обеспечивает государственные гарантии на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования и среднего профессионального образования.

7.8. Предусматривает мероприятия по осуществлению молодежной политики в государственных программах Владимирской области.

7.9. Реализует комплекс мер, направленных на предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

7.10. Обеспечивает поддержку талантливой молодежи, способствует организации и проведению конкурсов, смотров, выставок и других мероприятий в научной, общественно-политической, социально-культурной сферах. Устанавливает областные гранты на реализацию творческих проектов на селе, разработанных работниками в сфере культуры.

Работодатели:

7.11. Создают условия для успешной профессиональной и социальной адаптации молодых кадров на производстве, создания оптимальных условий труда и отдыха, предоставления социальных гарантий, развития наставничества.

7.12. Развивают современные формы подготовки кадров, получения дополнительного профессионального образования:

- заключают договоры о сотрудничестве с профессиональными образовательными организациями, образовательными организациями высшего образования и дополнительного профессионального образования на получение профессионального образования и дополнительного профессионального образования молодыми работниками;

- участвуют в разработке учебных планов, программ, контрольно-оценочных средств;

- выделяют средства на получение профессионального образования и дополнительного профессионального образования молодыми работниками.

7.13. В целях обеспечения профессионального роста разрабатывают индивидуальные траектории профессионального развития молодых работников, ведут работу по формированию кадрового резерва.

Администрация, профсоюзы:

7.14. В целях повышения правовой культуры организуют занятия для обучающихся профессиональных образовательных организаций по вопросам трудового законодательства, охраны труда, социального партнерства.

Работодатели, профсоюзы:

7.15. Предусматривают в коллективных договорах разделы, связанные с реализацией социальных программ для молодых работников, профессиональный рост, организацию спортивных и культурных мероприятий, досуга, отдыха и оздоровления.

7.16. Предусматривают в коллективных договорах с учетом финансово-экономического положения организации:

- социально-экономическую поддержку молодых работников при создании семьи, рождении ребенка;

- выплату единовременных пособий молодым работникам, вернувшимся в организацию после прохождения срочной военной службы;

- гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

Профсоюзы:

7.17. Добиваются включения в коллективные договоры и соглашения разделов по работе с молодежью.

7.18. Создают молодежные комиссии (советы) по работе с молодыми специалистами в целях повышения их активности, способствующей эффективной деятельности организаций.

7.19. Осуществляют контроль за исполнением законодательства в сфере оплаты и охраны труда, приема и увольнения молодых работников в организациях различных форм собственности.

7.20. Оказывают бесплатные юридические консультации по социально-трудовым вопросам. Проводят обучение молодежи по вопросам трудового законодательства, с целью повышения правовых и экономических знаний.

7.21. Способствуют привлечению в ряды профсоюзов новых членов из числа работающей и учащейся молодежи, созданию первичных профсоюзных организаций в новых секторах экономики, где трудится большое количество молодых людей.

 

VIII. Развитие социального партнерства и координация действий сторон.

 

Стороны совместно:

8.1. Соблюдают и реализуют достигнутые настоящим Соглашением договоренности.

8.2. Проводят взаимные консультации (переговоры) по вопросам трудовых и непосредственно связанных с ними отношений, совершенствования законодательства о труде и социальном партнерстве, в том числе по вопросам и проблемам, включенным в настоящее Соглашение.

На основе взаимных консультаций в рамках социального партнерства принимают согласованные решения,  формируют и направляют органам государственной власти области и местного самоуправления предложения.

8.3. Содействуют распространению принципов социального партнерства в организациях, реализующих инвестиционные проекты на территории области, обеспечивая взаимодействие Сторон на стадии подписания инвестиционных соглашений.

8.4. Обеспечивают возможность представителям Сторон принимать участие в рассмотрении вопросов, не включенных в Соглашение, но представляющих взаимный интерес.

8.5. Официально информируют друг друга о принятых решениях и правовых актах по положениям, включенным в настоящее Соглашение, а также другим социально-экономическим вопросам, не включенным в Соглашение, но представляющим взаимный интерес. Принимают меры к улучшению информационного, организационно-методического обеспечения системы социального партнерства.

8.6. Способствуют предотвращению и разрешению коллективных трудовых споров, участвуют в работе по их урегулированию в соответствии с действующим законодательством, не допуская перерастания трудовых споров в остро конфликтные формы.

8.7. Проводят обучение представителей Работодателей, Профсоюзов и органов местного самоуправления по вопросам труда, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений и разрешения коллективных трудовых споров.

8.8. Оказывают практическое и методическое содействие в обеспечении прав и гарантий деятельности на территории региона областных профсоюзных органов, объединений работодателей, комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и заключению соглашений, коллективных договоров.

8.9. Обобщают и распространяют передовой опыт деятельности Сторон социального партнерства.

8.10. Ходатайствуют перед главами муниципальных образований области о безвозмездном предоставлении объединениям работодателей и координационным советам организаций профсоюзов помещений для проведения мероприятий в рамках социального партнерства.

8.11. Содействуют развитию практики коллективно-договорного регулирования трудовых отношений в организациях малого бизнеса.

8.12. Обеспечивают освещение работы областной трехсторонней комиссии, результатов деятельности Сторон в рамках настоящего Соглашения, территориальных и отраслевых соглашений в государственных, профсоюзных и корпоративных средствах массовой информации.

8.13. Предусматривают в законодательстве о социальном партнерстве порядок присоединения к трехсторонним соглашениям работодателей, осуществляющих деятельность на территории Владимирской области.

8.14. Проводят согласованную политику по повышению социальной ответственности субъектов предпринимательской деятельности, вовлечению широкого круга организаций, в том числе организаций малого и среднего бизнеса, в систему социального партнерства.

Администрация:

8.15. Проводит трехсторонние консультации по вопросам реализации социально-экономической политики, а также предварительное информирование о проектах нормативных правовых актов Владимирской области в сфере социально-трудовых отношений. В период действия Соглашения не допускает принятия нормативных правовых актов, затрагивающих социально-экономические и трудовые интересы работников, а также областных социальных программ без учета мнения соответствующих профсоюзных органов и объединений работодателей.

При необходимости обеспечивает участие представителей Профсоюзов и Работодателей в работе формируемых администрацией области и органами исполнительной власти области постоянно действующих комиссий, советов, рабочих групп, рассматривающих вопросы, связанные с реализацией социально-экономических интересов населения области.

8.16. Включает стороны Соглашения в перечень организаций, которым осуществляется рассылка нормативных правовых актов администрации области, касающихся социально-трудовых отношений.

Предоставляет возможность двум другим сторонам знакомиться с информацией по вопросам занятости, доходов и уровня жизни населения, задолженности по заработной плате, коллективных трудовых споров, соблюдения трудового законодательства.

8.17. Обеспечивает в установленном порядке уведомительную регистрацию коллективных договоров, региональных и территориальных соглашений.

8.18. При рассмотрении кандидатур руководителей организаций, представляемых к государственным наградам и присвоению почетных званий Российской Федерации, учитывает мнение профсоюзов, результаты выполнения коллективного договора, отраслевого и настоящего Соглашения.

Работодатели:

8.19. Обеспечивают соблюдение прав и гарантий профсоюзной деятельности, не препятствуют созданию (восстановлению) и функционированию профсоюзов в организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.

8.20. Перечисляют ежемесячно и бесплатно на счет профсоюзной организации членские взносы из заработной платы работников (при наличии письменных заявлений работников) одновременно с выдачей банками средств на заработную плату в соответствии с платежными поручениями организаций.

8.21. Признают отраслевые (межотраслевые), территориальные, территориальные отраслевые и иные соглашения основой заключения коллективных договоров и включают в коллективные договоры условия, не противоречащие и не ухудшающие положение работников по сравнению с соглашениями.

8.22. Распространяют на штатных профсоюзных работников дополнительные условия оплаты труда, другие виды материального вознаграждения и социальные гарантии, действующие в организации в соответствии с коллективным договором.

8.23. В соответствии с коллективным договором перечисляют профсоюзным организациям средства в размере не ниже отраслевого уровня на проведение социально-культурной работы, в том числе на заработную плату работников культуры и спорта, обслуживающих коллективы предприятий, организаций.

8.24. Оказывают содействие в создании и работе координационных советов организаций профсоюзов в муниципальных образованиях.

8.25. Представляют профкому и отраслевому профсоюзу информацию по социально-трудовым вопросам, необходимую для реализации уставных целей и задач Профсоюза.

8.26. Рассматривают предложения и замечания, внесенные на профсоюзных конференциях (собраниях) и принимают соответствующие меры.

8.27. Содействуют созданию объединений работодателей в муниципальных образованиях области.

8.28. При заключении трудового договора с работником не препятствуют его вступлению в профсоюз, а также не ограничивают работника в трудовых правах в связи с его принадлежностью к профсоюзу.

8.29. Уведомляют представителя профсоюзной организации о предстоящих  заседаниях коллегиальных органов управления организацией по вопросам социально-трудовых отношений.

8.30. Предусматривают в коллективных договорах обязательства по предоставлению неосвобожденным членам профсоюзных органов свободное от работы время для выполнения общественных обязанностей с сохранением среднего заработка.

При наличии финансовых возможностей предусматривают оплату труда руководителя выборного профсоюзного органа.

Работодатели, профсоюзы:

8.31. Заключают коллективные договоры в организациях независимо от форм собственности и осуществляют контроль за их выполнением.

8.32. Включают в обязательном порядке в коллективные договоры, соглашения положения, если в действующих нормативных правовых актах содержится прямое предписание о закреплении этих положений в коллективном договоре, соглашении.

8.33. Разрабатывают и вносят предложения по совершенствованию действующего федерального и областного законодательства.

8.34. Создают в каждой организации на паритетной основе комиссию по трудовым спорам.

Профсоюзы:

8.35. Организуют работу координационных советов профсоюзов по заключению и осуществлению контроля за выполнением территориальных трехсторонних и отраслевых соглашений.

8.36. Выходят с инициативой к работодателям по заключению коллективных договоров и соглашений в соответствии законодательством, проводят их общественную экспертизу и осуществляют контроль за их выполнением.

8.37. Оказывают бесплатную юридическую помощь членам профсоюзов, трудовым коллективам по вопросам социального партнерства, урегулирования трудовых споров.

8.38. Принимают меры, направленные на повышение мотивации членства в профсоюзах работников организаций различных отраслей экономики и форм собственности.

8.39. Осуществляют общественный контроль за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

 

IX. Порядок реализации соглашения, контроль и ответственность сторон.

 

9.1. Контроль за ходом выполнения настоящего Соглашения осуществляется Сторонами Соглашения, а также областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Владимирской области от 13.11.2003 № 117-ОЗ «Об областной трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в рамках социального партнерства».

9.2. Итоги выполнения Соглашения подводятся за полугодие и за год областной трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений и освещаются в средствах массовой информации. В этих целях Стороны предварительно обмениваются взаимной информацией.

9.3. В период действия настоящего Соглашения все споры и разногласия между Сторонами социального партнерства разрешаются путем переговоров и консультаций, а при недостижении согласия – в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

9.4. При невыполнении обязательств Соглашения по причинам, признанным Сторонами уважительными, Стороны принимают дополнительные согласованные меры к обеспечению выполнения этих обязательств.

9.5. Настоящее Соглашение подписано в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

9.6. Текст Соглашения в месячный срок после его подписания публикуется в газете «Владимирские ведомости» и других средствах массовой информации.

 

 

 

Губернатор Владимирской области

Председатель регионального союза «Владимирское областное объединение организаций профессиональных союзов»

Президент регионального объединения работодателей «Ассоциация работодателей и товаропроизводителей Владимирской области»

 

 

 

 

С.Ю. Орлова

Н.А. Сухарникова

В.Н. Миронов

 

22    декабря 2017 года

 

Зарегистрировано

Департамент по труду и занятости населения

администрации Владимирской области

 

Рег. №292 от 22.12.2017г.