16 января состоялось заседание областного комитета Профсоюза работников народного образования и науки РФ. Основной рассмотренный вопрос – «О проблемах интенсивности труда педагогических работников образовательных организаций».

С информацией по этому вопросу выступили председатель областной профорганизации Л.В. Кирячкова и заместитель председателя Н.В. Синицын. О ситуации в территориях рассказали члены обкома профсоюза. В заседании принял участие и ответил на вопросы заместитель директора департамента образования администрации области М.Ю. Соловьёв.

Во исполнение постановления президиума областного комитета местными организациями было проведено анкетирование учителей общеобразовательных учреждений (школ), воспитателей ДОУ, собрана информация от муниципальных органов управления образованием об объеме учебной нагрузки и наполняемости классов (групп). Всего в анкетировании приняло участие 943 человека, в том числе 468 учителей, 475 педагогических работников ДОУ (из них 98% - воспитатели).

Месячный размер заработной платы с учетом всех доплат и надбавок, в том числе оплаты за совместительство или совмещение, указан опрошенными в следующем диапазоне:

- учителями от 6 до 43 тыс. рублей (средний размер 20,9 тыс.), в том числе должностной оклад от 6,8 до 14,4 тыс. рублей ( средний размер 10.6 тыс. рублей);

- педагогическими работниками (воспитателями) ДОУ от 7 до 30 тыс. рублей (средний размер 18 тыс.), в том числе должностной оклад от 6,8 до 14,4 тыс. рублей (средний размер 9,9. тыс.).

Опрос учителей школ и воспитателей ДОУ, а также данные муниципальных органов управления образованием показали, что в подавляющем большинстве случаев фактическая продолжительность рабочего времени, объем учебной нагрузки (преподавательской работы) значительно превышает нормы часов педагогической (преподавательской) работы за ставку заработной платы, установленные Приказом Минобрнауки России от 22.12.2014 №1601 (ред. от 29.06.2016).

Объем педагогической нагрузки (педагогической работы) в неделю был указан учителями школ в диапазоне от 6 до 47 учебных часов (соответственно от 0,3 до 2,6 ставки). В среднем – 27,6 часов (1,53 ставки). Воспитатели ДОУ указали объём нагрузки от 17 до 72 часов, что соответствует 0,5 - 2 ставкам. В среднем, 42 часа в неделю или 1,17 ставки.

По опросам учителей школ продолжительность рабочего дня (времени выполнения работы непосредственно в школе) составляет от 2 до 12 часов, средняя продолжительность – 7 часов.

Кроме того, 100% опрошенных учителей затрачивает от 1 до 7 часов на выполнение иной работы, связанной с образовательным процессом (проверку тетрадей, подготовку к учебным занятиям, заполнение документации и т.д.) уже дома. В среднем этот показатель составляет 4 часа в день. Таким образом, средние трудозатраты (продолжительность работы в день с учетом работы дома) для педагогов составляют 11 часов при норме 7,2 часа, исходя из 36-ти часовой рабочей недели и 18 часов в неделю учителей, согласно трудовому законодательству.

351 опрошенных учителей (78%) являются еще и классными руководителями, в среднем учителя затрачивая на выполнение этих обязанностей около 10 часов в неделю (1,6 - 2 часа в день).

98% опрошенных воспитателей также после рабочего дня затрачивают свободное время для подготовки к занятиям (составляют календарные планы занятий, отчеты и фотоотчеты проведенных мероприятий, подготавливают дидактические материалы, учебные пособия, сценарии, презентации, оформляют табеля посещаемости и т.д.). На эту работу тратится от 1 до 6 часов в день. В среднем продолжительность работы в день с учетом работы дома у воспитателей составляет 11,4 часа при норме 7,2.

Следует также учитывать, что около 13% опрошенных учителей и 10% опрошенных воспитателей выполняют обязанности по иной должности в порядке совмещения профессий, должностей.

285 учителей (64 % опрошенных) указали на то, что им приходится тратить дополнительно время на составление отчетов и справок, не входящих в их непосредственные обязанности, что еще раз подтвердило актуальность проведенного в апреле-мае 2017 года областной организацией профсоюза мониторинга ситуации по выполнению рекомендаций Минобрнауки России и Общероссийского профсоюза образования по сокращению избыточной отчетности учителей.

Учителя вновь указали на случаи: дублирования электронных и бумажных журналов и дневников; возложения на классных руководителей обязанностей составления отчетной документации, входящей в должностные обязанности других педагогических работников (педагогов-организаторов, социальных педагогов, педагогов-психологов), например, формирование социальных паспортов, психолого-педагогических характеристик класса и т.п.; сбора информации о персональных данных детей и родителей; большого количества справок, анкет, характеристик для различных надзорно-контролирующих органов и т.п. Большое количество опрошенных указало на то, что много времени отнимает заполнение электронной системы «БАРС».

На напряженность труда в значительной степени влияет наполняемость классов и групп.

По данным муниципальных органов управления образованием средняя наполняемость классов и классов-комплектов по всем общеобразовательным учреждениям (школам) составляет 23,4 человека, в том числе по городским учреждениям – 27 человек, по сельским - 14 человек. При этом минимальное значение этого показателя зафиксировано в Юрьев-Польском районе (среднее значение - 13 человек, в том числе в городе – 24,4, на селе - 10), а максимальное значение, в г. Владимире (в среднем 27 человек).

Как показало анкетирование, количество учеников в классе колеблется от 4 человек в сельской местности до 35 в городских школах. Средняя наполняемость классов – 23 человека. При этом следует обратить внимание, что указанная величина нивелируется за счет низкой наполняемости в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности. Как показало анкетирование, в большинстве случаев в городских школах наполняемость значительно превышает нормативные 25 человек и составляет в среднем 28-32 человека.

В соответствии с постановлением Губернатора Владимирской области от 09.09.2013 №998 (ред. от 30.11.2016) наполняемость групп в ДОУ для расчета субвенции учитывается в количестве: 19 детей в возрасте до 3-х лет - для группы общеразвивающей направленности; 23 ребенка в возрасте 3 - 7 лет.

По данным муниципальных органов управления образованием средняя наполняемость дошкольных групп в области составляет порядка 20 человек с учетом всех возрастов детей (максимально значение в г. Владимире - 24 ребенка в группе, минимальное в Муромском районе - 15). Анкетирование воспитателей ДОУ показало, что наполняемость варьируется от 12 детей в группе (в основном, в сельских ДОУ) до 31 ребенка в городских ДОУ. Около 30% опрошенных заявило, что работают в группах, в которых от 25 до 30 детей.

Следует отметить, что указанные выше нормы по наполняемости в дошкольных группах и фактическая наполняемость в ряде ДОУ, выявленная по результатам анкетирования, в сравнении с ранее действующими нормами значительно ухудшили положение пребывания детей в образовательной организации и привели к усилению напряженности труда педагогических работников.

Председатель областной организации профсоюза Л.В. Кирячкова, подводя итог обсуждению вопроса, отметила, что решение поставленных вопросов зависит в основном от необходимости выполнения показателей «дорожных карт», однако, многие проблемы находятся в компетенции органов управления образованием, руководителей образовательных учреждений. И профсоюзные органы всех уровней не должны оставаться в стороне, проявляя принципиальность в случаях нарушения трудового законодательства при распределении учебной и другой педагогической нагрузки, а также при вменении педагогам выполнения несвойственных трудовых функций.

В. ДМИТРИЕВ.