Защити свой труд

Социальное партнерство в сфере труда

Социальное партнёрство в сфере труда – это система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти и местного самоуправления.

Цель социального партнёрства – согласование интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.

Сторонами социального партнёрства являются:

·работники;

·работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей;

·органы государственной власти и органы местного самоуправления в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством.

Как правило, работников в социальном партнерстве представляют профессиональные союзы, работодателей – союзы промышленников и предпринимателей, органы государственной власти – представители министерства труда, органы местного самоуправления – депутаты городской администрации, руководство комитета или департамента по труду и т.д.

В российском законодательстве выделяются два вида правовых актов социального партнерства: коллективные договоры и соглашения.

В то же время международные акты о труде используют для обозначения правовых актов социального партнерства единое понятие - коллективный договор.

Основной формой социального партнерства в сфере труда в настоящее время является разработка, заключение и контроль реализации коллективных договоров и соглашений, регулирующих социально-трудовые отношения на уровне отдельных организаций, отраслей и регионов.

Основным принципом социального партнерства является равноправие сторон.

Представители работников и работодатели (их представители) обладают равными правами по участию в коллективных переговорах, в обсуждении вопросов, касающихся труда и социального развития, в создании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.

Органами социального партнерства общей компетенции являются трехсторонние или двусторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, общие правила создания и деятельности которых предусмотрены ст. 35, 35.1 ТК РФ и нормами иных законодательных актов РФ, а также субъектов РФ.

Таким образом, основной задачей социального партнерства является установление и поддержание социального мира в сфере труда путем совершения его сторонами взаимных, согласованных действий направленных на улучшение положения работника.

В результате деятельности сторон социального партнерства появляются акты социального партнерства – нормы-соглашения, нормативные договоры, формирующие отдельную группу источников трудового права.
Made on
Tilda