Защити свой труд

Особенности регулирования труда работников транспорта

Особенность регулирования труда работников транспорта обусловлена тем, что их деятельность связана с источником повышенной опасности. Недобросовестное выполнение трудовых обязанностей работников транспорта может повлечь за собой причинение вреда жизни и здоровью людей, поэтому повышенные требования предъявляются:

  • к профессиональной подготовке;
  • к состоянию здоровья;
  • к дисциплине труда.

Работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональную подготовку в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Прием работника на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, производится после обязательного предварительного медицинского осмотра в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области здравоохранения и федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта.

Дисциплина работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, регулируется Трудовым кодексом и положениями (уставами) о дисциплине, утверждаемыми федеральными законами:

  • Уставом о дисциплине работников рыбопромыслового флота РФ от 21 сентября 2000 года;
  • Уставом о дисциплине работников морского транспорта от 23 мая 2000 года;
  • Положением о дисциплине работников ж/д транспорта от 8 февраля 1999 года;
  • Кодексом Торгового мореплавания от 30 апреля 1999 года.

Особенность заключается в том, что в этих нормативных актах, в отличие от Трудового кодекса, конкретизируются дисциплинарные проступки, за которые работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности, например, Кодексом торгового мореплавания установлена дисциплинарная ответственность за загрязнение нефтью, за столкновение судна.

Для работников транспорта установлены дополнительные, по сравнению с Трудовым кодексом, дисциплинарные взыскания, такие как:

  • лишение машиниста свидетельства на право управления локомотивом, мотор-вагонным подвижным составом, специальным самоходным подвижным составом, водителя — удостоверения на право управления дрезиной, помощника машиниста локомотива, мотор-вагонного подвижного состава, специального самоходного подвижного состава — свидетельства помощника машиниста, помощника водителя дрезины — удостоверения помощника водителя на срок до трех месяцев или до одного года, с переводом с согласия работника на другую работу на тот же срок.
  • освобождение от занимаемой должности, связанной с эксплуатационной работой железных дорог, организаций промышленного железнодорожного транспорта или иной работой по обеспечению безопасности движения поездов и маневровой работы, сохранности перевозимых грузов, багажа и иного вверенного имущества, законодательства по охране труда, с предоставлением с согласия работника в порядке перевода другой работы.

Учитывая, что деятельность работников транспорта связана с источником повышенной опасности, Трудовой кодекс РФ устанавливает и ряд ограничений работникам, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, не разрешается работа за пределами установленной для них продолжительности рабочего времени по профессии или должности, непосредственно связанной с движением транспортных средств, а также работа с вредными и (или) опасными условиями труда. Перечень профессий (должностей) и работ, непосредственно связанных с движением транспортных средств, утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Особенности режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда отдельных категорий работников, труд которых непосредственно связан с движением транспортных средств, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в области соответствующего вида транспорта. Эти особенности не могут ухудшать положение работников по сравнению с установленными Трудовым кодексом, например, учитывая специфику работы пассажирского транспорта, может быть введено разделение рабочего дня на части на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения выборного профсоюзного органа.
Подготовлено в рамках реализации проекта Профобъединения «Защити свой труд» - правовая школа для работающей молодежи в возрасте от 18 до 29 лет Владимирской области» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.